ВЛАДИМИР КАРПОВИЧ зарекомендовал себя отличным постановщиком трюков на «9 роте», поэтому приглашение на следующий проект Федора Бондарчука не заставило себя ждать. Вообще же на счету Владимира Карповича, которому в этом году исполнилось 55 лет, более 200 картин. Его путь в кино начался в 1986 году с кинофильма «Дебри. Там, где течет река». С тех пор Владимир Эдуардович принял участие в создании огромного количества отечественных фильмов, среди которых следует особо отметить «Сибирского цирюльника», «Нулевой километр», «9 роту» и «Крестоносца»... Имеет Карпович и опыт работы за рубежом. В «Святом» и «Полицейской академии 7» он участвовал в качестве каскадера. Самым же сложным и масштабным проектом в своей биографии сам Владимир Эдуардович называет «Обитаемый остров», над которым он и его команда трудились на протяжении 10 месяцев.
ИНТЕРВЬЮ С ПОСТАНОВЩИКОМ ТРЮКОВ «ОБИТАЕМОГО ОСТРОВА» ВЛАДИМИРОМ КАРПОВИЧЕМ
Предлагаем вашему вниманию интервью с Владимиром Карповичем, известным каскадером и постановщиком трюков, который участвовал в создании многих заметных отечественных фильмов и работал на «Обитаемом острове».
- Как вы попали на проект Федора Бондарчука? - Ранее моя команда уже сотрудничала с Федором Сергеевичем на целом ряде проектов, включая «9 роту». Знаю, что очень многие постановщики трюков, включая известных каскадеров-экстремалов, выражали заинтересованность в участие на «Обитаемом острове», но выбор пал на нас, за что я отлельно благодарен Федору Бондарчуку и продюсерам...
- Ранее вы работали на многих крупных проектах, вроде «Сибирского цирюльника» в качестве каскадера, здесь же насколько понимаю, выступили уже постановщиком трюков. Насколько в связи с этим увеличилась зона ответственности? - По правде сказать, «Обитаемый остров» не первый фильм в карьере, на котором я работал в качестве постановщика трюков, так что опыт у меня уже был, и весьма серьезный. До этого я участвовал в постановке фильмов самой разной степени сложности. В «Обитаемом острове» объем работы был просто колоссальный, и все мы прекрасно понимали уровень выпавшей на нашу долю ответственности, поэтому все очень сильно старались и болели за дело.
- «Обитаемый остров» — самый масштабный проект в вашей карьере. Вышли вы вместе с ним на новый профессиональный уровень? - Этот фильм отличается фантастическим уровнем сложности. Признаюсь, было очень не просто, и многие кадры рождались в муках, но мы справились. Вырос ли я в профессиональном плане? Ну, век живи — век учись, и на этом проекте было чему поучиться, поэтому просто замечательно, что условия работы оказались столь благоприятными для воплощения всех наших творческих задумок и идей.
- Большая ли команда каскадеров работала на проекте? - В съемках принимали участие около 25-30 каскадеров. Все ребята были очень подготовленными и владели всеми аспектами каскадерского ремесла: альпинизм, сценический бой, стрельба из оружия, езда на автомобилях и мотоциклах, работа с эффектами горения и пиротехникой.
- В сценарии предусмотрено несколько рукопашных сцен. При разработке рисунка боя учитывались ли какие-нибудь боевые стили? - Одной из составляющих при постановке боя является работа над его хореографией. В нашем случае мы старались придать поединкам как можно большую зрелищность. Если говорить о боевом стиле, то конкретного не было, то есть нельзя сказать, что это карате или кунг-фу. К тому же подобными трюками современного зрителя уже не удивить. Мы просто отталкивались от возможностей наших актеров и делали максимум для того, чтобы поединок получился достаточно эффектным.
- А какие требования режиссер предъявлял к боям? Делалась ли ставка на реализм, как в «Идентификации Борна», или на внешнюю фантастичность, как в той же «Матрице»? - Бондарчук очень серьезно относился к подобным сценам, поэтому и требования были соответствующими. Вообще поединки были разными, некоторые довольно жесткими, но были и фантастические, потому что «Обитаемый остров» — фильм этого жанра.
- То есть актеров и каскадеров вы все-таки иногда бросали на тросах? - Совершенно верно. Этим занимались и мы, и наши канадские коллеги.
Про канадцев, голованов, превизы и самый сложный трюк- Раз уж вы упомянули канадских специалистов, то как вам с ними работалось? - Очень хорошо нам с ними работалось, ведь мы быстро нашли общий язык. Кстати подготовка у этих ребят была неплохая, в особенности нам понравилось их снаряжение. Канадцы принимали участие в постановке двух драк. Собственно у них было два съемочных объекта. Готовились они подолгу, но и всегда добивались поставленной режиссером задачи. Общались с ними в течение месяца – ровно столько они находились на площадке, в отличие от нас — мы провели в экспедиции все 10 месяцев основных съемок. Так что основную часть работы выполнила наша группа...
- А какой именно сценой занимались канадцы? - Они ставили драку Максима с Крысоловом и его бандой. Вот там как раз и применялась лонжа. Кроме того, они поучаствовали в постановке боя между главным героем и Странником.
- Интересует самый сложный трюк. Как к нему готовились и ставили его? - Мне кажется, что сцена крушения автопоезда оказалась самой трудоемкой для постановки. В ней участвовало множество людей, мы взрывали башню-ретранслятор, части которой падали на поезд. Шпиль башни врезался в вагон и опрокидывал его. Другая часть башни в виде огромной балки разрезала автопоезд пополам. При этом разработать план крушения и подготовить металлоконструкции следовало за достаточно короткий промежуток времени. Та же балка была двадцать метров в длину и три метра в ширину. Чтобы поднять эту груду металла, мы подогнали соответствующее оборудование, зацепили тросы и пошло-поехало. Другими словами, в съемках было задействовано множество специалистов, внушительная массовка и дорогостоящее оборудование, поэтому нам следовало сработать очень профессионально и аккуратно, чтобы никто не пострадал.
- Насколько нам известно, в костюмах голованов играли каскадеры. Какого им пришлось? - Было непросто. В костюмы подавался охлажденный воздух, потому что было неимоверно душно. Снимали с перерывами, чтобы ребята могли передохнуть. В фильме будет несколько коротких сцен с голованами, но работать над ними пришлось долго и кропотливо.
- Есть ли в фильме сцены, когда актера подменяет не каскадер, а цифровой дублер? - Насколько я знаю, ведущих актеров должны были дублировать только каскадеры, но я могу и ошибаться. Об этом все же лучше спросить супервайзера спецэффектов Леонида Волосатова.
- При постановке трюков обращались ли вы к превизам (предварительная постановка сцены на компьютере)? - К компьютерным превизам не обращались. Вместо этого, мы снимали репетиции наших трюков на видео, после монтировали полученные записи на компьютере. Затем монтаж демонстрировался режиссеру, и начинались обсуждения. Только после этого принималось окончательное решение по исполнению того или иного трюка.
- Кстати, прошли ли ведущие актеры курс специальной физической подготовки перед съемками? - Я точно знаю, что исполнители главных ролей такой курс прошли. За три-четыре месяца до начала съемок они уже усиленно ходили в зал. Непосредственно в ходе самой работы над фильмом мы с ребятами также занимались и репетировали.
- А приходилось ли актеров уговаривать не исполнять тот или иной трюк, несмотря на их желание и готовность сделать его самим? - Ребята прекрасно понимали, какая ответственность на них была возложена, к тому же в современном кино актер является одной из главных фигур в кинопроцессе, которой никто рисковать не будет. Конечно, Петра и Василия мы всячески страховали во время съемок. Во многих сценах действия играли они, там же, где это было слишком опасно, их подменяли профессионалы своего дела, то есть каскадеры.