Понедельник, 06.05.2024, 09:05 Приветствую Вас Гость

Обитаемый ОСТРОВ

Меню сайта
Категории каталога
о фильме [2]
спецэфекты [4]
создатели [19]
Наш опрос
Мини-чат
Главная » Статьи » о фильме » создатели

Артём Аксененко
Второй режиссер

Работу на фильме «Обитаемый остров» Артем получил в качестве бонуса к награде за свою короткометражку «День рождения лучшего друга». Дело в том, что программа телеканала СТС «Кино в деталях», которую ведет Бондарчук, ежегодно вручает свои премии «Золотая деталь» лучшим фильмам года, в том числе — и лучшим студенческим работам. В 2005 году одним из победителей стал Аксененко. В дополнение к призу он получил предложение войти в группу «Обитаемого острова». О предшествующем этому событию отрезке своего пути в режиссуру сам Артем рассказывает так: «Первоначально у меня не было мысли о кино, я не имел об этом понятия. И смотреть кино не очень любил. Потом в какой-то момент я понял, что режиссеры — богатые люди, у них есть красивые женщины, машины. Я не знал тогда, что существует ВГИК, что где-то вообще специализированно учат режиссерской профессии, и пошел в первый попавшийся, рекламу которого увидел — Институт Натальи Нестеровой, факультет режиссуры в кино и на телевидении. После первого курса я еще не до конца понял, что к чему, не вполне разобрался. А с середины второго курса другой жизни себе уже не представлял. С восьми утра и до четырех я учился, потом ехал домой и смотрел кино, читал о нем, фанател от Тарковского…» Первые работы Артема были документальными, а когда было получено задание снять игровую короткометражку, для главной роли в этой короткометражке понадобилась звезда. Артем решил, что его фильму необходим Федор Бондарчук. Он позвонил в «Арт Пикчерз», очень быстро соединился с Бондарчуком и сообщил ему, что тот должен совершенно бесплатно приехать сниматься за 70 км от Москвы в военный городок. Федор встретился с Темой, посмотрел его предыдущие работы и согласился.

Затем Артем был ассистентом режиссера в «АМедиа» — в сериалах «Адъютанты любви», «Не родись красивой», работал режиссером мобильной группы в сериале «Дело Федора Сеченова», а потом — возникла история с «Золотой деталью» и приходом в группу «Обитаемого острова».

«Это мой первый полнометражный проект, то, о чем я мечтал с того момента, как понял, что такое кино. На этом проекте я получил все, о чем можно было только мечтать. „Обитаемый остров“ закалил меня как профессионала от начала и до конца, он сделал из меня того человека, которым я сейчас являюсь».



ИНТЕРВЬЮ СО ВТОРЫМ РЕЖИССЕРОМ «ОБИТАЕМОГО ОСТРОВА» АРТЕМОМ АКСЕНЕНКО

На продолжении всего многомесячного марафона съемок «Обитаемого острова» правой рукой Федора Бондарчука был двадцатитрехлетней второй режиссер группы Артем Аксененко. Сейчас Артем уже накануне запуска собственного проекта, но по-прежнему почти все свое время отдает «Обитаемому острову» — нам удалось поймать его по пути из монтажки в студию к Кириллу Василенко, где проходит озвучание.

- Правда ли, что ваша знакомство с Федором Бондарчуком состоялось при следующих обстоятельствах: вы позвонили в Арт Пикчерз, пригласили его сняться в вашей дипломной короткометражке, и он согласился?
- Да, меня на удивление легко соединили с Федором Сергеевичем, хотя – как мне сообщили позже – с ним довольно сложно связаться. Я узнал телефон «Арт Пикчерс», позвонил и сказал, что хотел бы, чтобы Федор Сергеевич у меня снялся в некой роли – не главной, а эпизодической. Но в этом эпизоде обязательно должна была быть звезда, потому что роль серьезная. Я хотел либо Гэри Олдмена, либо Роберта Де Ниро, но получилось с Федор Сергеевичем...

- То есть, вы не то что «пробивали» российских звезд – кто клюнет? Выбор был ограничен – Де Ниро, Олдмен, Бондарчук?
- Конечно, конечно. Федор Сергеевич подходил максимально удачно. Он меня попросил показать, что я до этого снимал – а я тогда еще работал только на документальном кино. Мы встретились у него в ресторане, он посмотрел и сказал: «Давай! Звони, договаривайся! И я договорился.

- А деньги вы ему заплатили?
- Нет. Все это было абсолютно бесплатно и без проблем организовано. Он приехал ко мне в Звенигород в военную часть заброшенную, мы его отсняли буквально за два часа. Он сказал, что хотел бы потом посмотреть, что получилось. Я смонтировал, защитился в университете этой работой – фильм назывался «День рождения лучшего друга», — приехал сюда, на студию, показал ему. Он сказал: «Для первой игровой работы достаточно достойно». Но я и сам знаю все минусы… А спустя год мне позвонили из программы «Кино в деталях» и позвали на вручение премии «Золотая деталь». Мне вручили некий диплом – о том, что в качестве награды за фильм я получаю приглашение в состав съемочной группы «Обитаемого острова». Не понятно, в каком качестве – но мне и этого было вполне достаточно! Это было счастье!

- А ваших планов это не ломало?
- К тому времени особых планов-то и не было. Я работал в «Амедии» — вторым режиссером, ассистентом режиссера, но в основном на сериальных делах, потом я работал режиссером мобильной группы на проекте по заказу НТВ – это тоже был сериал, и как раз в это время я понял, что на сериалах больше не могу! Я позвонил на студию, напомнил о себе, оказалось – как раз формируется группа. Федор говорит: «Приезжай!», и предложил попробовать вторым режиссером. И я пришел на площадку…

- На площадку в Крым?
- Нет, 14 февраля начиналась съемка на Мосфильме – и продолжалась две недели. А до этого был подготовительный период. Я в нем уже участвовал, познакомился с Борисом Моисеевичем (Левкович, второй режиссер «Обитаемого острова» — Л. Ю.)…

- Левкович тоже второй режиссер. Как разграничивался ваш круг обязанностей? Как формулировал это сам Федор?
- Все, что происходит на площадке, что касается организации – это мое. То есть, чтобы все было сорганизовано в кадре, с актерами, репетиции и так далее… Намеки мизансцен я какие-то отрабатывал. Федор Сергеевич потом приходил. Смотрел, поправлял. То есть он давал мне, насколько я теперь понимаю, полную возможность попробовать себя не только вторым режиссером, но и режиссером.

- У вас же не было никакого опыта! Почему он решил вам доверить, как вы думаете? Вы искали ответ на этот вопрос?
- Я не знаю, что им двигало, но я был достаточно напорист в своем желании. Потом – многое из того, что я делал, ему нравилось, и к концу Крыма он уже давал мне возможность какие-то сцены снимать самому.

ПРО ТАЛИСМАНЫ, БРИТЬЕ НАЛЫСО И ПРЕВРАЩЕНИЕ В ЕДИНЫЙ ОРГАНИЗМ

...- А как складывались ваши отношения с Резо? Ревности не было?
- Резо работал и работает с Федором Сергеевичем довольно давно и их тандем достаточно серьезный. Я никогда не лез в их личные взаимоотношения и был корректен…

- Вы ведь ровесники с ним?
- Он меня почти на год старше. С ним постепенно наладились отличные взаимоотношения, он сначала ко мне присматривался – он уже тогда снял «Жару» и был для меня человеком другого уровня. То есть, я к нему относился как к человеку, который в жизни уже чего-то достиг – на том поприще, на котором я хочу себе что-то организовать... Видимо, это мне помогло. Если бы я попытался быть дерзким, он задавил бы меня и все – я так думаю. А так он отнесся ко мне с пониманием. Поскольку он и сам недавно был на моем месте. Он помогал мне советами, и мы, если и не стали друзьями, то стали хорошими товарищами.

- Федор, когда ехал снимать, повторял: «Вы не представляете, как я боюсь…» Этот страх ощущался на площадке?
- Нет, я никакого страха не замечал. Федор производил впечатление человека, который прекрасно представляет себе, чего он хочет добиться. Есть ведь еще оператор – Максим Осадчий, с которым у Бондарчука была стопроцентная слаженность. Самое главное на площадке – понимать, чего хотят оператор и режиссер. Потому что, если они теряются в каких-то своих порывах, это все отражается на съемочной группе. Главное, чтобы режиссер и оператор были точны и едины в подходе к тому материалу, который они снимают. У Осадчего и Бондарчука это было абсолютно! Споров не было никаких. Федор Сергеевич во всем, что касается визуального решения, полагался на Осадчего, а Осадчий, соответственно, в игру актеров не лез никогда. И никакого страха я не заметил. У меня был страх – перед той ответственностью, которую на меня возложили, потому что я, честно говоря, первый раз столкнулся с такой ответственностью. Но я пытался этот страх не выражать.

- Вы все эти месяцы провели в Крыму, не уезжали домой?
- Я и Ваня Шурховецкий, второй режиссер второй группы, не уезжали. Оставались там как аборигены. Было постоянное желание работать. Не отвлекаться от данного проекта. Я стал неотъемлемой частью какого-то сюжета этого проекта – мы говорили диалогами персонажей. Было ощущение общей атмосферы фильма, который мы снимаем.

- А вы ирокез делали?
- Нет, я нет. Хотя были люди, которые делали себе ирокез – под влиянием этих кадров, этой атмосферы. А у нас с Ваней Шурховецким была другая история — мы попали под руку Федора Сергеевича, поскольку у него есть традиция брить налысо людей. Я очень не хотел, но тоже попал под раздачу. Федор Сергеевич попросил, и мы это сделали.

- Это какое-то суеверие?
- Не знаю. Что-то побудило его и на «9 роте» сделать то же самое – и с Резо, и со всеми. На «Обитаемом острове» это повторилось. Мотивов я не знаю, но это достаточно прикольно. Есть ряд неких вещей, которые он соблюдает как ритуал. Один и тот же человек, который у него снимается в каждом проекте – он приносит ему удачу.

- Это кто?
- Это Женя Попова, продюсер. Она снялась в небольших ролях и в «Девятой роте», и в «Жаре», а в Обитаемом острове«она играла девушку, которая торгует парфюмерией в городе. Это как знак, который приносит удачу. Видимо, с бритьем тоже. Сам Федор Сергеевич всегда лысый ходит, и нас он побрил под себя — как единый организм, может быть, пытался сделать Что-то такое – не знаю.

ПОДРОБНО — О НОВОМ «ЕВГЕНИИ ОНЕГИНЕ», А ТАКЖЕ О РАБОТЕ СО ЗВЕЗДНЫМ СОСТАВОМ «ОБИТАЕМОГО ОСТРОВА»

... — В «Обитаемом острове» звездный состав. Все эти знаменитые актеры — как они к вам относились?
- Сначала у меня был перед ними некоторый страх: люди прошли же через многое, а я, совершенно молодой и неопытный, пытаюсь им что-то рассказать, какое-то свое мнение выразить... Но поскольку я понимал, чего я хочу, и с Федором Сергеевичем мы это обсуждали – я умел это донести, и в результате даже появилось какое-то уважение ко мне с их стороны, я это почувствовал... Они даже спрашивали мое мнение – и Сергей Леонидович Гармаш, и Андрей Ильич Мерзликин…

- А с молодыми актерами, которые ваши ровесники, у вас как-то сложилось?
- Мы сразу стали абсолютными друзьями – и Юля, и Вася, и Петя. Вот я сейчас, даст бог, запущусь со своим проектом, Петя будет у меня сниматься.

- Расскажите про свой проект.
- «Евгений Онегин» по Александру Сергеевичу Пушкину, современная интерпретация. Сюжет тот же, но диалоги будут в прозе.

- Любовная линия остается?
- Остается любовная линия. Остается Онегин в своем проявлении. Остается Ленский — романтик.

- Ленский, Татьяна, Ольга – более или менее понятно. А что такое Онегин сегодня? Чем он занимается?
- Онегин сегодня это достаточно обеспеченный молодой человек – ему лет 25-27. Пример привести современного человека я не могу, поскольку это такой сложный характер. Сейчас как раз в нем копаюсь, пытаюсь добраться до сути…

- Это богемный персонаж?
- Нет. Он бизнесмен. Ленский – полная ему противоположность – он музыкант, довольно медийный, известный в пределах России. Они оба будут являться сильными личностями, но разными по своему выражению.

- А Федор не будет играть у вас старого генерала?
- Старого генерала мы немножко подкорректировали…

- Ну, я ставлю слово «старый» в кавычки. У Пушкина, я думаю, ему лет 35.
- Будет такой персонаж и, возможно, играть его будет Федор Сергеевич.

- А фильм как продюсер запускает тоже он?
- Да, он генеральный продюсер.

- Сценарий ваш?
- Нет. И сценарий, и идея Елены Нелидовой – но это очень близко к одному замыслу, который я обдумывал как раз в тот момент, когда мне предложили этот проект.

- Петя Федоров кого играет?
- Либо Онегина, либо Ленского – он на обе роли подходит. Для меня очень важно, чтобы персонажи были молоды – это такой переходный возраст, синтез адекватности и неадекватности в поступках.

- А девочкам тоже должно быть 20 с небольшим?
- Татьяне может быть 18 – 19. Интересно, когда первые ощущения любви, любовь взрослых людей — она более осознанна и более предвзятая. А первая любовь – она правильная. Это близко к Ромео и Джульетте. Главный герой постарше, а девочка должна быть такого возраста приблизительно.

- Андрей Мерзликин говорил мне, что он, да и не только он, с удовольствием бы снялись в вашем собственном проекте. Поступали от них какие-то заявки?
- Некоторые спрашивали. Андрей Ильич спрашивал и Миша Евланов спрашивал, Сергей Леонидович Гармаш даже спрашивал.

- И неужели нет желания занять их хотя бы в маленьких ролях?
- Если относиться к себе честно, то в этом проекте нет ролей, которые я бы осмелился предложить им. Для таких людей необходимо событие. А мой проект – событие для другого поколения. Для молодого, не узнанного еще поколения...

ПРО СТРАШНЫЕ ВЕЩИ, СПЕЦИФИКУ РАБОТЫ С МАССОВКОЙ И ТО, КАК ВЫГЛЯДИТ КИНО В РОССИИ

- Возращаяясь к «Обитаемом острову»: были ли какие-то моменты, когда у вас возникало ощущение катастрофы, или, наоборот, полного триумфа?
- Каждая смена заканчивалась ощущением по лного триумфа, потому что каждая смена была подвигом для каждого из членов съемочной группы. Все понимали: этот масштаб очень серьезен для нашего кино и каждая смена — это событие… Провальных историй не было. Были ситуации сложные. Например, песчаный карьер, где снималась разгрузка военного эшелона. Представляете, состав в пять вагонов подгоняют на съемочную площадку. Ну, все, классно! Поезд стоит, давайте снимать! И тут выясняется, что состав подогнали не той стороной – то есть двери открываются не туда, куда нужно! А вы представляете, что такое отогнать состав? И ведь просто так развернуть его нельзя – это же не автомобиль. На разворот, по подсчетом железнодорожников, должно было уйти 5 – 6 часов.

- И чем дело кончилось?
- Отогнали состав, мы ждали, но, по счастью , они управились за пару часов. Все равно, конечно, в этот день съемки затянулись и пришлось уйти в ночь... А вот танковое сражение прошло на удивление гладко. Эти 12 танков сорокатонных действовали очень четко – конечно, благодаря тому, что с нами работали военные.

- То есть, военные ездили на этих тюнингованных танках?
- Конечно , только военные, больше никто!

- А вся история со съемками танкового сражения на Казантипе — там действительно были какие-то серьезные разрушения, или это все-таки больше гвалт прессы?
- Честно говоря, здесь больше шумихи. Площадка была всего 100 на 200 метров, где катались танки. Все! Дальше только пешком.

- У вас была огромная массовка. На разных проектах часто возникают жалобы, что массовка очень любит смотреть в сторону камеры, не может от нее абстрагироваться. Как вы с этим справлялись?
- Желание посмотреть в камеру у массовки есть всегда. У нас с Ваней Шурховецким был к этому свой подход – мы разыгрывали для массовки целое шоу. Придумывали всякие истории, рассказывали смешные вещи – камеры работали, а массовка жила своей жизнью.

- Вы им рассказывали истории из жизни «Обитаемого острова»?
- Да , и придумывали какие-то свои жестокие вещи. Они ведь все время спрашивали – а почему наши герои такие, что произошло? И мы им сочиняли разные истории.

- Мало кто читал роман?
- Некоторые открыли для себя этот роман , кто-то читал, но давно…

- А кто вообще был массовкой?
- Самые разные люди. Были солдаты, были девушки из крымских модельных агентств… Приезжали люди с отклонениями – ведь простого человека не сделаешь мутантом. И они с удовольствием этим занимались – замечательнейшие люди, огромное им спасибо, что они участвовали в нашем проекте и так за него болели!

- Но ваши истории могли далеко отходить от сюжета «Обитаемого острова»?
- Как угодно далеко.

- И каждый день разные ?
- Каждый день разные. У нас были целые трактаты на эту тему – и песни еще, и пляски… Какая уж тут камера!

- Вам лично какой период больше понравился – крымский, или московский?
- Конечно, крымский! Московский в целом два месяца был. А там — 9 месяцев самых разных сцен! Море, суша, тоннели подземные, холод но , жарко, сразу все — то холодно, то жарко. И мокро, и больно… Горы, холмы, вертолетные съемки. Все!

- Вы, не имея по сути киноопыта, попали на проект, равного которому в постсоветском кинематографе не было. Вы это воспринимали как само собой разумеющееся: такой уровень и должен быть, — или возникло все-таки некоторое ощущение фантастичности происходящего?
- Когда я попал на этот проект, я не успел понять, как выглядит кино в России.

- В смысле — изнутри выглядит?
- Да. Не с чем было сравнить. И все, что происходило на площадке «Обитаемого острова», мне казалось естественным, это потом уже, когда я успел побывать на других площадках, я понял масштаб. И вряд ли я когда-либо в ближайшее время увижу что-то подобное. Это самый верх – в данный момент.

Беседовала Лариса Юсипова

Категория: создатели | Добавил: admin (08.01.2009)
Просмотров: 1556 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Обитаемый ОСТРОВ
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    • Рейтинг

      Друзья сайта

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024 Хостинг от uCoz