Понедельник, 06.05.2024, 11:17 Приветствую Вас Гость

Обитаемый ОСТРОВ

Меню сайта
Категории каталога
о фильме [2]
спецэфекты [4]
создатели [19]
Наш опрос
Мини-чат
Главная » Статьи » о фильме » создатели

Леонид Волосатов
Супервайзер компьютерной графики

После окончания МВТУ им. Баумана, Леонид Волосатов работал на оборонных предприятиях и занимался математическим моделированием военных операций и их графическим отображением. Задача — побеждать во всех войнах — давалась ему без труда, но в начале 90-х он променял карьеру военного стратега на работу в Ассоциации молодых журналистов МГИМО, где занимался дизайном полиграфии. В 1993-ем стал одним из начальников департамента телерекламы агентства «Корпорация «Я». Агентство сотрудничало с компанией «Art Pictures», благодаря чему Волосатов познакомился с Федором Бондарчуком. За время работы в компании Леонид участвовал в создании примерно 500 видеоклипов. Супервайзером компьютерной графики на «9 роте» Леонид оказался невольно — «благодаря» кризисной ситуации. Финские партнеры не успевали вовремя выполнить условия договора, поэтому самолет, взрывающийся в Кабуле, в спешном порядке «рисовала» команда Волосатова. После этого вопрос о том, кому доверить руководство спецэффектами в «Обитаемом острове», решился сам собой. Леонида Волосатова считают самым талантливым, самым надежным, а говоря проще — единственно возможным исполнителем этой ответственной роли. В «Обитаемом острове» более 90 процентов изображения будет обработано компьютером.

«Нам предстоит много компьютерной рутинной работы, в которой будет задействовано большое число специалистов. Пока же я нахожусь на площадке и стараюсь как можно меньше ограничивать творческие порывы режиссера и оператора. В картине будут очень специальные, неземные, небеса. А все изображение у нас должно быть обычным, но инопланетным».



VFX ОБОЗРЕНИЕ: ИНТЕРВЬЮ С ЛЕОНИДОМ ВОЛОСАТОВЫМ

В дилогии «Обитаемый остров» предполагается масса сцен, которые потребует компьютерной пост-обработки. В этом нет ничего удивительного, так как кинематографисты стараются воссоздать иной мир, и эта сверхзадача не может быть выполнена без вмешательства CG художников. Руководителем армии специалистов выступает супервайзер Леонид Волосатов, с которым мы встретились и поговорили о предстоящей работе над фильмом.

- Делались ли превизы (предварительная постановка сцены на компьютере)?
- Безусловно. Аниматики создавались для сложных сцен с трюками и постановочных эпизодов с большим количеством компьютерной графики. Таким образом, и режиссеру и нам было значительно проще донести до актеров, что будет в финальном кадре. Отмечу также, что был предусмотрен подготовительный период, когда создавались грубые компьютерные модели, чтобы съемочной группе стало понятно, какие объекты войдут по завершении пост-продакшн стадии.

- Перечисли сцены, которые требовали превизуализации.
- Эпизод на подводной лодке, дирижабле и, разумеется, танковая атака.

- При просмотре ролика и монтажной нарезки создается впечатление, что большая часть будет сделана вживую: построены декорации и т. д. Широкой публике может быть непонятно, что остается на долю компьютера. Прокомментируй, пожалуйста.
- Действительно очень многое уже сделано, включая шикарные декорации, но пространство самого фильма будет несколько иным, и его создание потребует компьютерной корректировки. Часть декораций нуждается в компьютерной достройке, помимо этого небо практически во всех планах придется менять. Также горизонт на общих планах постараемся выгнуть, чтобы отобразить обратную перспективу, ведь мир Стругацких геометрически отличается от нашего...

- То есть рефракция будет?
- Приложим максимум усилий для ее воплощения. Отмечу, что объекты мы подбирали с таким учетом, чтобы горизонт визуально отличался от земного. Правда, пока нам не до конца понятно, с каким объемом придется столкнуться, но у нас уже есть скетчи, финальный же вариант искажения перспективы выберем исходя из объемов и сроков.

- А много ли сцен сняли с использованием хромакея (экран синего или зеленого цвета)?
- Некоторые сцены были сняты, но полностью хромакейных сцен в фильме нет, то есть везде присутствуют реальные декорации. Где-то что-то потребуется достраивать на компьютере, к примеру, на подводной лодке, в Департаменте информации и при выходе Максима к городу.
Изначально же в сценарий было заложено шесть сцен, где должен применяться хромакей. Это крыша дома Рады, драки, подводная лодка, выход Макса в город. Каждая из этих сцен продолжается от трех до семи минут.

- А какое количество шотов с компьютерной графикой предполагается в картине?
- Не менее 90-95 процентов от общего количества планов, то есть практически каждый кадр будет дорабатываться на компьютере. Если интересует число шотов, то общий объем пока не представляется возможным озвучить, но в одном лишь городском эпизоде уже 160 планов.

- Будут ли в фильме полностью компьютерные планы?
- Да. Путешествия по городу, а также частично виды планеты, относительно так называемых ментальных путешествий Максима решение пока не принято. Помимо этого в картине будут шоты с соотношением графики и съемки в пропорциях 50 на 50.

- А было так, что планировали компьютерную графику для какой-то сцены, а после решили отказаться за ненадобностью из-за отличного качества живой съемки?
- В этом фильме таких решений не было, то есть, что изначально планировали сделать на компьютере, то и создаем сейчас.

- А какие эпизоды предположительно будут наиболее трудоемкими для CG-специалистов?
- Абсолютно все сцены будут трудоемкими с точки зрения технологического процесса. Объясню почему. Мы снимали в Крыму, и далеко не всегда была возможность установить хромакей в сценах, подразумевавших замену фона, то есть сейчас мы имеем дело с чудовищным объемом ротоскопинга (работа с каждым отдельным кадром) и маскирования, плюс не забываем о творческой составляющей – следует еще придумать, что вставлять в сцену.
Одним словом планов будет много, и все они примерно одинаковой сложности, поэтому не хотелось бы какие-то выделять.

- Расскажи о работе на площадке и первичной цветокоррекции.
- Действительно, на всех участках съемки мы делали множество фотографий на цифровую камеру, после кадрировали, подвергали изображение ориентировочной цветокоррекции и отправляли в лабораторию «Саламандра», чтобы перегон в одном свету (съемочный материал оцифровывается и подвергается цветокорректировке) хотя бы приблизительно отражал настроение сцены.

Все это дает возможность более комфортно оценивать отснятый материал и черновой монтаж во время производственного процесса. Что касается ежедневной работы на площадке, то, так как многое придется достраивать на компьютере, первые месяцы раздавались крики: «Позовите супервайзера!» Позднее люди привыкли и уже стали понимать, что если на площадке размещен хромакей, то это все неспроста. В целом съемочная группа очень корректно отнеслась к моим пожеланиям по композиции кадра, необходимости специального освещения для некоторых сцен или же по движению камеры. Самое главное, что все мы старались воплотить режиссерское видение и основную роль играли декорации, актерские работы и атмосфера, а не пресловутые визуальные эффекты.

- Какие модели освещения вы собираете использовать? Будет ли применяться технология глобального освещения и делали ли вы HDRI-снимки (фотографии высокого динамического разрешения) в качестве референсов освещения на площадке? (образцы берутся для того, чтобы впоследствии специалистам было проще в плане освещения совмещать реальный и компьютерный материал) ...

- Да, будет использоваться технология global illumination (глобальное освещение). Вопрос немного странен — на данном этапе развития VFX использование GI — промышленный стандарт. Для сцен, которые потребуют интеграции цифровых объектов, делались HDRI-референсы освещения. Также мы сформировали библиотеку текстур и HDRI-изображений.

- Насколько режиссер-постановщик принимает участие в работе CG-художников?
- Не принимать участие просто невозможно, поскольку действие происходит на другой планете, а снимали при этом натуру мы в Крыму. Другими словами, финальная картинка будет совершенно иная. Плюс ко всему, Федор является человеком мегатворческим, поэтому он придумывает вместе с нами или вместо нас, а мы выполняем. Вообще никаких проблем с режиссером у меня нет, мы знакомы 15 лет, я ему доверяю и надеюсь, что и он нам, иначе бы нас тут не было.

- Решение о количестве эффектов принимал режиссер?
- Конечно. Вся работа определяется видением постановщика. Если он считает, что танков не хватает, то мы их добавляем, если он считает, что интерьер жилища колдуна помимо живых стен нуждается в подвижном поле, то мы и это делаем. Продюсеры в свою очередь могут одобрить или же отклонить задумку, если все это не вписывается в рамки бюджета. Повторюсь, творческую задачу ставит режиссер-постановщик.

- Сколько времени займет пост-продакшн?
- Из-за большого объема порядка одного года. Хотя это не так много для подобной картины.

- Сколько студий уже работает над картиной? Привлекаете ли вы западных коллег?
- На данном этапе в деле уже четыре студии и группа фрилансеров. Называть их имена я не буду. Из западных коллег мы привлекаем к производству одну канадскую компанию, которая выполнит вступительные титры, а также космическую сцену и секвенцию с крушением корабля. Руководит этой студией специалист Джон Аттардю. Вообще предстоит огромный объем работы по контролю и распределению материалов.

- Нет ли опасности в некотором разнобое из-за участия различных студий и специалистов?
- Никакого разнобоя не будет, потому что вся работа отслеживается и контролируется мной и Федором. Существуют этапы согласования вплоть до подписи режиссера. Идет обмен информацией, изображениями и т. д. Жестким критерием является мнение режиссера-постановщика. С точки зрения утверждения материалов я бы сравнил всю эту кухню с работой очень большого рекламного агентства.

- Как насчет R&D? (отдел исследований и разработок)
- Безусловно, большие проекты просто невозможно осуществить без разработки специализированных программных решений. Конечно, можно использовать и стандартные средства, но в таком случае времени уйдет значительно больше. Как в случае с распиливанием балки, вам нужен специальный инструмент, без которого будет много поврежденных рук. Таким образом, на нашем проекте мы задействуем целую студию, которая будет разрабатывать узкоспециализированные программные решения.

Одна из сцен на фоне хромакея (зеленое пространство), что будет подвергаться сильной доработке

- А какие западные фильмы ушедшего года удивили с точки зрения супервайзинга?
- Я никогда не смотрю фильмы как специалист по визуальным эффектам. Если я начинаю подмечать «масочки», то это означает, что картина получилась плохая, а подобные ленты я стараюсь не смотреть. Безусловно, есть кино, которое для меня просто не состоялось, несмотря на качество проделанной работы. К примеру, кинофильм «Трансформеры». По профессии там все сделано замечательно, что касается уровня визуальных эффектов и пост-продакшна в целом, то это вообще топ уровень, настолько все здорово выглядит на экране. С точки же зрения кино, то мне уже не 13 лет, чтобы зачитываться комиксами, и это просто не моя история.

- Можешь сравнить «Обитаемый остров» с какими-нибудь проектами по объему работы и бюджетам?
- Нет. Я ведь не знаю, с каким количеством денег общается та же студия ILM. Даже не знаю, как сравнивать, ведь все фильмы действительно сложные. На всех проектах есть пост-продакшн, и каждый из них – это новая задача и поиск новых технологических решений. Что касается большого или маленького бюджета, то размер не является гарантом отличного качества. Можно снять шедевр при минимальных средствах и неудачное кино при огромных финансовых вложениях...

- Как ты считаешь, двигают ли подобные картины отечественную киноиндустрию и смежные отрасли вперед?
- Да, конечно двигают. В нашем случае это великолепная возможность поэкспериментировать при отличной финансовой, творческой и интеллектуальной поддержке. Станет ли наш проект прорывом в отечественном кино, решит, разумеется, зритель. А пока для всех, кто работал и работает над «Обитаемым островом» это совершенно новый опыт, потому что подобного никто из нас никогда не делал.

- До окончания пост-продакшна еще далеко, но сделали ли вы уже что-нибудь из эффектов, что в технологическом плане выводит наш кинематограф на новый уровень?
- Сложный вопрос. Не вижу особого смысла в сравнении эффектов, потому что каждый проект уникален. Ведь понятно, что тросы затирались в сотнях фильмов, но в каждом это делали по-своему, при этом специалисты сталкивались с какими-то проблемами, которые приходилось решать различными способами. Вообще я так скажу: создание эффектов это вложение физических, умственных затрат и эзотерической энергии. Кое-что получается очень здорово только потому, что так совпали звезды…
Наш же фильм уникален, прежде всего тем, что он собрал вместе такое большое число специалистов на столь длительный срок. Подобной команды ни на одном отечественном проекте никогда не было.

- Есть желание и амбиции экранизировать какую-нибудь книгу, где бы также была возможность проявить себя?
- У меня нет амбиций режиссера-постановщика. У меня только одна личная амбиция – это работать на интересных проектах и при этом иметь возможность выбирать. Вот на этом мои амбиции заканчиваются. Вообще мы счастливые люди, так как занимаемся творчеством и получаем за это приличные деньги. Хотелось чтобы все это было в правильном балансе: количество и качество проделанной работы с суммой заработанных денег.

- А есть такие проекты, над которыми бы ты ни за что не согласился работать?
- Я на них и не работал, несмотря на то, что предлагали. И таких проектов значительно больше, чем те, над которыми мне посчастливилось трудиться (смеется). Отказывался я по совершенно разным причинам.

- И, наконец, какие фильмы используете в качестве референсов?
- Наш собственный, который сняли гениальные люди: Бондарчук и Осадчий. В нем есть все, что нам нужно.

С Леонидом Волосатовым разговаривали Константин Мееров и Ксения Прилепская

Категория: создатели | Добавил: admin (08.01.2009)
Просмотров: 1409 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
1 SergGuh  
0
<a href=http://zmkshop.ru/uslugi/izgotovlenie-i-montazh-metallicheskikh-ferm/>стропильные металлические фермы</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Обитаемый ОСТРОВ
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    • Рейтинг

      Друзья сайта

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024 Хостинг от uCoz